Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

28.02.2020

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги, при этом на помощь приходит технология проблемного обучения.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

 Дети мотивируются к деятельности: перед детьми ставится проблема (либо её ставят дети), возникает проблемная ситуация, намечаются пути решения проблемных ситуаций - модель 3-х вопросов (Что знаешь? Что хочешь узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?), выдвигается гипотеза, обсуждение проблемы, формулируется задача «Как быть? Что делать? Формулируются противоречия, дети решают задачу.

Одной из форм организации, в которой я применяю технологию проблемного обучения, является утренний сбор. Утренний сбор даёт возможность не только фронтального, но и индивидуального взаимодействия с детьми (при расположении участников форме круга видны все одновременно), предполагает равноправное участие детей и взрослых в выборе содержания и планирования деятельности, а также позволяет гармонично включить все образовательные области. Утренние сборы планируются мною по тематическим неделям, РППС меняется от темы к теме, всё это способствует разнообразию самостоятельной деятельности детей.

Структура Утреннего сбора:

Позывные. Сигналы для позывных время от времени чередуются, их могут выбирать дети (весёлая музыка, музыкальный инструмент, речёвка).

Утренний круг организуется   сразу после позывных.  Дети рассаживаются на ковре в тесном кругу. Для объединения всех участников в утреннем круге мы используем именные (индивидуальные) подушки-сидушки, которые изготовили родители детей.

Приветствие (вербальное или невербальное), адресуется каждому ребёнку (принцип индивидуализации), состоит из приветственных слов, четверостиший или коммуникативной игры.

Игра. Стараюсь подбирать разнообразные дидактические игры, связанные с темой обсуждения, также пальчиковые, словесные, игры-шутки, элементы тренинга и др.Хочу такой сайт

Обмен новостями даёт возможность детям поделиться своими наблюдениями и интересными событиями.

Планирование деятельности. В ходе этого этапа планируется деятельность на текущий день. Сообщается информация о плане деятельности, детям предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, чем будут заниматься.

Выбор деятельности детьми. Каждому ребёнку предоставляется право выбора центра активности, в котором он будет заниматься, выбор закрепляется фотографией на доске выбора.

На вечернем сборе подводим итоги дня, дети анализируют выполнение запланированной деятельности, с кем и как они работали, завершённость своей работы, проговаривают сложности и проблемы, которые при этом возникали, делятся открытиями, могут наметить деятельность на следующий день.

Утренний и вечерний сбор помогает многим ребятам проявить самостоятельность, повысить самооценку, стать значимыми в коллективе. А также формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения.

Одной из самых важных видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность.Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики. В процессе продуктивной деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются важные качества личности: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы,приобретают умелость, позволяющую детям быть гораздо самостоятельнее.

Для обогащения предметно-развивающей среды в нашей группе дети изготавливают  поделки и атрибуты,которые с удовольствием используются ими в  разных играх (сюжетно-ролевых,театрализованных), а также для украшения группы.

 Одной из форм работы,которую я применяю с семьями воспитанников, является театр выходного дня. После  очередного посещения театра родители с детьми проводят беседы о спектакле. Придя в группу ребята могут нарисовать и даже обыграть сюжет,взяв на себя роль понравившегося героя, также обсудить с друзями свой проведённый с пользой выходной день.

В своей работе с детьми использую метод наблюдения. Вместе с детьми проводим наблюдения: в живой природе за растениями и животными, в неживой природе за сезонными изменениями и различными явлениями природы, за трудом взрослых. Для закрепления полученных знаний ведутся календари природы и дневники наблюдений, в которых дошкольники схематически изображают результаты своих наблюдений.

В нашем саду занятия проводятся в соответствии с тематическими неделями, итогами которых стали традиционно проводимые нами мероприятия: викторины, развлечения, спортивные мероприятия, инсценировки.



Итоговое занятия. Скоро в школу.pdf (скачать) (посмотреть)
Родительский клуб. Правила пожарной безопасности..pdf (скачать) (посмотреть)
Рабочая программа.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».