"Детский сад-наш милый дом"(методы и формы)
18.02.2023
Детки в садике
живут,
Здесь играют и
поют,
Здесь друзей себе
находят
На прогулку вместе
ходят.
Спорят, учатся,
мечтают,
Год за годом
подрастают.
Детский сад – наш
милый дом,
Нам тепло, уютно в
нем.
Каждый ребенок это
уникальный ни на кого не похожий мир. С самого рождения ребенок является
первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
У каждого ребенка
свои способности и задатки, которые нужно вовремя увидеть и направить в нужное
русло. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного
образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации
программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и
приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и
индивидуальным особенностям.
Основной
формой обучения в детском саду является непосредственно организованная
образовательная деятельность. В нашем саду занятия проводятся в соответствии с
тематическими неделями, итогами которых стали традиционно проводимые нами
мероприятия: викторины, развлечения, спортивные мероприятия, инсценировки.
В организации
использую такие формы, как индивидуальная, групповая, фронтальная.
В своей работе
использую различные методы:
Практические: рисование,
физкультминутка, импровизация, имитация , игровая беседа с элементами
движений, экспериментирование , проектная деятельность, решение проблемной
ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие
задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации
Наглядные: наблюдение, показ,
рассматривание картин, иллюстраций, просмотр мультфильмов, видеофильмов,
наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация
Словесные: беседа,
вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, указания, разговор,
ситуативный разговор, напоминание, проблемные ситуации и вопросы,
художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение
В зависимости от
способа организации деятельности воспитанников, применяю различные методы
(способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки;
проверяющие и оценивающие знания):
В своей
педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения
дошкольников.
Так как самостоятельно
дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему
помогают педагоги, при этом на помощь приходит технология проблемного обучения.
Проблемное обучение
в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками,
которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов,
задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
При проблемном
обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит
детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы,
открывать новые знания, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное
обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к
самостоятельности в процессе познания.
Дети
мотивируются к деятельности: перед детьми ставится проблема (либо её ставят дети),
возникает проблемная ситуация, намечаются пути решения проблемных ситуаций -
модель 3-х вопросов (Что знаешь? Что хочешь узнать? Что нужно сделать, чтобы
узнать?), выдвигается гипотеза, обсуждение проблемы, формулируется задача «Как
быть? Что делать? Формулируются противоречия, дети решают задачу.
Одной из форм
организации, в которой я применяю технологию проблемного обучения, является
утренний сбор. Утренний сбор даёт возможность не только фронтального, но и
индивидуального взаимодействия с детьми (при расположении в форме круга видны
все одновременно), предполагает равноправное участие детей и взрослых в выборе
содержания и планирования деятельности, а также позволяет гармонично включить
все образовательные области. Утренние сборы планируются мною по тематическим
неделям, РППС меняется от темы к теме, всё это способствует разнообразию
самостоятельной деятельности детей.
Структура Утреннего
сбора:
Позывные. Весёлая
музыка, музыкальный инструмент, речёвка. (Их могут выбрать дети)
Утренний круг
организуется сразу после позывных. Дети рассаживаются на
ковре в тесном кругу. Для объединения всех участников в утреннем круге мы
используем индивидуальные подушки-сидушки, которые изготовили родители детей.
Приветствие
(вербальное или невербальное), адресуется каждому ребёнку (принцип
индивидуализации), состоит из приветственных слов, четверостиший или
коммуникативной игры.
Игра. Стараюсь подбирать разнообразные дидактические игры, связанные с темой обсуждения, также пальчиковые, словесные, игры-шутки, элементы тренинга и др.
Обмен новостями
даёт возможность детям поделиться своими наблюдениями и интересными событиями.
Планирование
деятельности. В ходе этого этапа планируется деятельность на текущий день.
Сообщается информация о плане деятельности, детям предлагается подумать и
решить, в какой центр они пойдут, чем будут заниматься.
Выбор деятельности
детьми. Каждому ребёнку предоставляется право выбора центра активности, в
котором он будет заниматься, выбор закрепляется фотографией на доске выбора.
На вечернем сборе
подводим итоги дня, дети анализируют выполнение запланированной деятельности, с
кем и как они работали, завершённость своей работы, проговаривают сложности и
проблемы, которые при этом возникали, делятся открытиями, могут наметить деятельность
на следующий день.
Утренний и вечерний
сбор помогает многим ребятам проявить самостоятельность, повысить
самооценку, стать значимыми в коллективе. А также формируются нравственные
представления и понятия для анализа норм и правил поведения.
Одной из самых
важных видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность,
которая создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса
социализации детей. В этот возрастной период продуктивная
деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской
психики. В процессе продуктивной деятельности у ребенка дошкольного возраста
формируются важные качества личности: умственная активность, любознательность,
самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами
творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении,
выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании
содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств
художественной выразительности. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить
фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить
созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим
навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы, приобретают
умелость, позволяющую детям быть гораздо самостоятельнее.
Для обогащения
предметно-развивающей среды в нашей группе дети изготавливают поделки и
атрибуты, которые с удовольствием используются ими в разных играх
(сюжетно-ролевых, театрализованных), а также для украшения группы.
Одной из форм
работы, которую я применяю с семьями воспитанников, является театр выходного
дня. После очередного посещения театра родители с детьми проводят беседы
о спектакле. Придя в группу ребята могут нарисовать и даже обыграть сюжет, взяв
на себя роль понравившегося героя, также обсудить с друзьями свой проведённый с
пользой выходной день.
В своей работе с
детьми использую метод наблюдения. Вместе с детьми проводим наблюдения: в живой
природе за растениями и животными, в неживой природе за сезонными изменениями и
различными явлениями природы, за трудом взрослых. Для закрепления полученных
знаний ведутся календари природы и дневники наблюдений, в которых дошкольники
схематически изображают результаты своих наблюдений.