Учимся с мамой говорить звук С.
21.10.2019
Сегодня речь
пойдет о звуке [С].
Перед зеркалом покажите ребенку, как правильно произносится звук [С]:
- губы слегка растянуты и наполовину обнажают зубы, которые сильно сближены
или даже сомкнуты.
-кончик языка почти касается передних нижних зубов.
- струя воздуха проходит по образующемуся вдоль спинки желобку, попадает в
узкую щель между кончиком языка и зубами, создавая характерный тонкий свистящий
звук ССС…
- воздух тонкой струйкой выходит из проколотой шины,мячика или шарика:
Для маленьких детей нередко этого бывает достаточно, чтобы они правильно
произнесли звук. Но если игра не помогает, потребуются другие, более сложные
приемы. Чтобы правильно подобрать их, следует внимательно разобраться в
характере нарушений свистящих звуков.
Если ребенок заменяет звук [С] звуком [Ф] /фабака – собака/, важно
добиться чтобы нижняя губа не смыкалась с верхними зубами, а кончик в
образовании приближен к передним нижним резцам и принимал участие в образовании
звука.
А если ребенок не поймет, как нужно приблизить кончик языка к зубам?
Тогда можно предложить ему выполнить следующее упражнение «сдуй ватку»:
на середину высунутого кончика языка положить маленький кусочек ватки и
предложить сдуть её. При этом звук получается явно искаженный, нечистый, но
зато и взрослый и сам ребенок может следить за тем, чтобы кончик языка принимал
участие в произнесении звука. Для этого обычно бывает достаточно предложить
ребенку произнести звук [С] с сомкнутыми зубами.
Если у ребенка получается звук похожий на [Т] /колеТо – колеСо/, на
[Ш] /Шуп – Суп/ или звук произносится со слегка высунутым между зубами
кончиком языка, подобном английскому, можно рекомендовать нехитрый прием.
Возьмите чистую спичку, отломите головку и положите спичку поперек на передние
зубы ребенка. После этого предложите ему, прикусив спичку, сказать: ССС.
Спичка помогает кончику языка принять правильное положение за нижними зубами, и
получается чистый звук. После некоторой тренировки ребенок научится произносить
его и без механической помощи.
Иногда у ребенка струя воздуха вместо того, чтобы идти по спинке языка,
проходит сбоку от него, в таком случае вместо [С] получается своеобразно хлюпающий
звук.
В этом случае можно также прибегнуть к механической помощи. Инструментом для
вас послужит пластмассовая вязальная спица. Тщательно вымойте ее и положите на
спинку языка ребенка так, чтобы острый конец был у вас в руках. Не старайтесь
продвигать спицу глубоко (достаточно 2-2,5 см), это может вызвать у ребенка
неприятные ощущения. Теперь, сжав спицу зубами, пусть ребенок произнесет звук
ССС. Спица, положенная вдоль спинки языка позволит образовать необходимый
желобок по которому и пойдет выдыхаемая струя воздуха.
Такой же результат от этого приема получится и тогда, когда ребенок произносит
[С] мягко /Сь/ - самалёт – сЯмалёт. Мягкость звука возникает оттого, что
приподнимается спинка языка. Спинка придерживает ее и помогает вызвать твердый
звук.
Механическую помощь с использованием спички и спицы желательно
использовать только по достижении ребенком 5-ти лет.
Когда ребенок научится произносить звук [С], необходимо закрепить его в речи.
Закрепление вызванного у ребенка правильного звука происходит в такой
последовательности: от звука изолированного к слогам, словам, фразам, от них к
картинкам, стихотворениям, рассказам, беседам, к общению с окружающими.
Вот несколько упражнений для закрепления звука [С]:
ССА, АССА, АСС – сани, сапоги, касса, квас.
ССО, ОССО, ОСС – сом, носок, песок, нос.
ССУ, УССУ, УСС – суп, суббота, посуда, фокус.
ССЫ, ИССЫ, ИСС – сын, весы, кис – кис.
Соня стоит у стола и смотрит на книгу. Из теста пекут сайки.
Спит спокойно
старый слон.
Стоя спать
умеет он.
"Соня". В саду стояла скамейка. Соня села на скамейку. Она
стала рисовать. Соня нарисовала сад, над садом солнце. Рисунок Соне понравился.
Пользуясь художественной литературой, подберите стихи и короткие тексты для
заучивания, насыщенные звуком [С].
ПОМНИТЕ, что очень важно не просто повторять с ребенком подобные слоги,
слова и фразы, а ОБЯЗАТЕЛЬНО добиваться в них правильного звучания [С].
Не огорчайтесь и тем более не вините ребенка, если он не сразу выполнит ваши
указания. Воспитание правильного произношения процесс тонкий и довольно
длительный. Постарайтесь подойти к нему вдумчиво и терпеливо.
Желаю Вам успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.10.2019
Дата обновления: 21.10.2019
Дата публикации: 21.10.2019