"Запускаем речь вместе"
31.01.2025
Рекомендации родителям для запуска речи у детей раннего возраста.
1.При отсутствии речи у ребенка, ее «запуск» ведется ежедневно в процессе режимных моментов. Это не работа и не занятие, в его обычном понимании. Это ваш диалог (сначала монолог) при любой деятельности, где в поле зрения есть малыш. Важно организовать для неговорящего малыша особый речевой режим.
Общаемся с ребенком в режиме одностороннего диалога. Что значит односторонний диалог? Взрослый не просто рассказывает и комментирует все увиденное ребенку, а обозначив какую-то ситуацию, постоянно задает по ней вопросы. Такие ситуации берутся ежедневно из бытовых моментов. Пример. «Саша, пошли мыть руки! Саша, что мы пойдем делать?» Взрослый сам же и отвечает, дает речевой образец – «Мыть руки!» «Что мы пойдем мыть? Руки или ноги? – руки». «Пойдем гулять!? Куда пойдем? Гулять!» Повторять ответ можно много раз и это важно (при работе с неговорящим ребенком можно повторять до 50 раз).
Говорим при общении с ребенком (Дай! На! Пить! Дай пить! Ай-яй-яй!),
тщательно артикулируем звуки, тянем гласные. Если ребенок отвечает, но с
искажением слова, не поправляем его, а повторяем за ним эхом, давая
правильный речевой образец.
Пример. Взрослый: «Пошли гулять? Куда мы пойдем?» Ребенок отвечает: «ять».
Взрослый: «Правильно, гулять!»
Нужно стараться говорить одними и теми же словами, короткими фразами. Примерный список слов, который можно много раз в бытовых ситуациях повторять на начальном этапе вызывания речи: «Дай! Пить! Иди! Хочу! Ням(Ам)! Бай. Ай! Топ. Бух». По мере появления слов постепенно переходим к диалогу с ребенком.
2.Выполнять простую артикуляционную гимнастику. Взяв игрушки или картинки, делаем простые артикуляционные упражнения:
· «Бегемотик» (широко открываем ротик), можно спеть звук АААА, «Лягушка» (улыбочка) можно спеть звук ИИИИ, «Слоник» (губки вперед трубочкой) можно спеть звук УУУУУ. Рекомендую «Веселую артикуляционную гимнастику» Н.В.Нищевой.
3.Делать вместе с малышом пальчиковую гимнастику и логоритмику. Одна из самых лучших систем занятий – это логоритмика Екатерины и Сергея Железновых. У каждой песенки-попевки обязательно есть возгласы для подпевания (ау, му, иа, бух и т.д.). Дети во время песенки начинают повторять эти возгласы. Например, песенка-инсценировка «Кубики».
«Мишка с кубиком идет,
Желтый кубик он несет,
Уронил он кубик ОЙ!
Принеси теперь другой!
4.Совместная игра с ребенком (игры на вызывание звукоподражания).
Пример. Игра «Давай покормим мишку» (или другую любимую игрушку ребенка): Давай покормим мишку! Мишка съел кашку. Мишка сказал: АМ! Теперь ты покорми мишку. Мишка АМ!
Игры на подражание голосу животных с картинками, звучащими книжками (му, ав, мяу, бе, га-га и т.д.)
5.Игры с звучащими игрушками (разговаривающие игрушки, музыкальные инструменты) - дуть в дудочки, свистульки, бить в барабан, палочкой бить по металлофону, звенеть в разные колокольчики. Каждому инструменту дать короткое название, идентичное его звуку: Барабан – «бам-бам». Дудочка – «ду-ду». Колокольчик – «динь-динь». Металлофон – «ля-ля» и т.д.
6.Развиваем тактильное восприятие малыша. Предлагайте потрогать ребенку разные на ощупь предметы (шершавые, колючие, мягкие, пушистые, твердые). С этой целью подойдет любой природный материал в разное время года: желуди, каштаны, шишки, камешки, песочек, снег и пр.
7.Чтение книг (развитие слухового внимания). Для чтения лучше выбирать простые русские народные сказки.
Учим ребенка слушать книги:
1 этап - рассматривание книг вместе с ребенком.
2 этап - драматизации с игрушками.
3 этап - рассказывание сказки или коротенькой истории из книжки (именно рассказывание: облегченными словами, короткими фразами, понятными ребенку).
8. Декламирование стихов ребенку. Это один из самых действенных приемов.
· Как же правильно читать стихи ребенку? Сажаем ребенка на колени и, покачивая малыша, декламируем медленно и монотонно без выражения стихотворение, растягивая гласные. Этот прием называется мелоритмодекламация, и он очень действенен для запуска речи у неговорящего ребенка. Например, Му-ха, му-ха, Цо-ко-туха, по-зо-ло-чен-ное брю-хо и т.д. После нескольких раз чтения стихотворения ребенку таким образом в конце строки делаем паузу, давая возможность малышу закончить фразу.
9. Развитие общей моторики
· ходим по лестнице вниз и вверх приставным шагом
· ловим и катаем мячик
10. Развитие дыхания (важно для речи!) – мыльные пузыри, дуем на перышки, ватку, дуем в трубочки, свистки, дудочки.
Игрушки, стимулирующие развитие речи и слуховое восприятие.
1) Детские музыкальные инструменты (барабан, металлофон, бубен, детское пианино, маракасы), звучащие игрушки. «Угадай, что звучит»
2) Обязательно должна быть реалистичная кукла 40 -50 см высотой, с волосами.
· Называем части тела у куклы.
· С куклой проигрывайте сюжеты: кормим куклу, укладываем спать, расчесываем, одеваем на прогулку, катаем на машине и т.д.
Все проговариваем («Ляля спит баю –бай», «Ляля будет кушать –Ам, Ам»)
3) Наборы для театрализации сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Колобок»). Эти сказки замечательно развивают речь и все психические процессы. Проигрывайте эти сказки с игрушками. Наборы могут быть разными (магнитные, деревянные, пальчиковые, в виде матрешки).
4) Много разно фактурных мячиков.
5) Матрешка, пирамидка.
6) Фигурки животных/птиц по темам «Домашние животные/птицы», «Лесные животные/птицы» для вызывания звукоподражания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.01.2025
Дата обновления: 31.01.2025
Дата публикации: 31.01.2025