«Учимся слушать музыку» Консультация для родителей.
28.01.2025
1. Прежде всего,
помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не
отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень
постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого
начала до её завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из
виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство,
настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.
2. На первых
порах не следует
слушать крупные музыкальные сочинения, так как
можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан
и внимание недостаточно дисциплинированно. Поэтому лучше выбирать для слушания
небольшие произведения.
3. Это может быть
вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется
на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь
различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального
произведения.
4. Конечно, слушать
вокальную музыку легче,
ведь текст всегда
подскажет, о чем хотел
сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмем, к примеру, известное сочинение П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие тольео жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника "Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя. В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого- нибудь даже чуть-чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «Всадник», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.
6. Время
от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем
чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем
они с каждым разом все больше и больше нравятся.
Но всегда слушайте музыку внимательно, не
отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических
оттенков, но и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться
красочным музыкальным водопадом и уметь тонко
различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. почувствуйте, какая упорядоченность
существует в музыке: звуки не могут звучать как попало.
7. Выделите для
слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда
нельзя делать этого наспех. Большим праздником в жизни ребенка может
стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где
«живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание
прикоснуться к красоте. На слушание нужно настроиться, постараться вникнуть в
суть произведения.
8. Очень полезно
слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Все это
поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и
глубже чувствовать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2025
Дата обновления: 27.01.2025
Дата публикации: 28.01.2025