20.10.2024
Мы часто слышим, что музыкальное развитие
очень важно для детей. Но это
вовсе не значит, что из ребенка нужно делать великого музыканта. Речь
немного о другом. Ребенок
должен уметь слушать
и понимать музыку,
а еще очень важно научиться
получать истинное удовольствие от ее прослушивания. Кстати, поспешим успокоить
тех родителей, которые
уверены, что их ребенку
слух не дан от рождения. На самом деле, и это уже
неоднократно доказано, музыкальный слух – качество не врожденное, а
приобретенное. И самое лучшее время для его развития — от рождения до трех лет.
Что дает музыкальное развитие
детям?
«А
для чего оно надо – музыкальное
развитие? Главное, чтобы ребенок был полноценным: ходил, разговаривал,
читал, писал. », – так могут подумать некоторые, далекие от музыки, люди. Но,
на самом же деле, музыкальное развитие очень важно для целостного формирования личности ребенка.
При
этом в маленьком человеке
воспитываются не только
моральные качества, но и совершенствуются физиологические. Все
это становится возможным
потому, что во время
прослушивания музыки происходит развитие и укрепление центральной нервной
системы, а также мышечного аппарата. Кроме того, происходит развитие координации и мелкой моторики.
У детей, родители которых
уделяли музыкальному воспитанию достаточно времени, намного лучше развито
художественное мышление и чувство прекрасного.
Музыкальное развитие
детей. Когда и с чего начинать?
Во
всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка
раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому
родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот
период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка.
Именно
в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить
у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное
к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации
музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания,
повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие
ребенка в семье зависит от
тех
предпосылок и условий, которые
определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни
семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей
культурой.
Как
известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке,
профессии
музыканта,
часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую
взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное
образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками,
так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение
лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном
современную
«легкую» музыку,
потому что к «серьезной» музыке
его родители безразличны.
Вместе
с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье,
серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в
музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные
впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется
музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в
профессиональном исполнении и
качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись) .
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение
и игра на
музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен
усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует
профессионального обучения. Во
многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки
(металлофон, ксилофон, дудочка).
Родители могут обучать детей
игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе
дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для
забавы.
Реже
всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять»
музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая,
что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии
на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Музыкально
— образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые
обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают
музыкальные знания стихийно,
без какой - либо системы.
Таким
образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок
посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование
позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы
музыкальной культуры.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2024
Дата обновления: 20.10.2024
Дата публикации: 20.10.2024