Консультация для родителей: «Определение местоположения звука в словах»

10.04.2023

Консультация для родителей:

 «Определение местоположения звука в словах»

          Для успешного овладения звуковым анализом и синтезом детей нужно научить определять местоположение звука в слове.

1.     Эта работа начинается со знакомства детей с гласными звуками [у, а, и, о, э]. Детей учат определять наличие заданного звука в слове, выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов. Затем детей учат выделять первый гласный звук в слове.

     Например,: В слове осень первый звук [о].

                         В слове Эдик первый звук [э].

    Затем детям объясняют: если слово начинается с заданного звука, то этот звук находится в начале слова.

    Например,: В слове аист звук [а] находится в начале слова.

2.     После знакомства детей с некоторыми согласными  звуками [н, м, п, т, к] детей учат выделять последний звук в слове.

     Например: В слове сок последний звук [к].

                         В слове диван последний звук [н].

    После того, как дети научатся справляться с этим заданием, им объясняют: если заданный звук в слове последний, то это  звук находится в конце слова.

    Например: В слове дом звук [м] находится в конце слова.

3.     Знакомясь с характеристикой согласных звуков, дети  узнают, что звуки бывают твёрдыми и мягкими. Детям  предлагают назвать первый звук в словах.

     Например: В слове помидор первый звук [п].Хочу такой сайт

                          В слове пень первый звук [п'].

    Детям предлагается игра «Светофор». У детей в каждой руке по   фишке. Одна фишка    синего     цвета – обозначает согласный твёрдый звук; вторая фишка зеленого        цвета – обозначает согласный мягкий звук. Логопед называет слова, а дети с помощью фишек показывают, какой заданный звук в слове: твёрдый или мягкий.

     Например: Ищем в словах звуки [к, к'] и поднимаем фишки нужного цвета. Кит, мак, колбаса, кегли и т.д.

4.     Затем детей учат выделять звук в середине слова.

     Детям объясняют, что у каждого слова есть начало, середина,  конец. Если заданный звук в слове не первый и не последний, то он находится в середине слова.

          Для определения местоположения звука в слове используют различные схемы: Полоска, разделённая на три равные части. Детям предлагают указательным пальцем правой руки показать начало, середину,  конец слова.

             Если мы используем изображение птицы, то напоминаем, что голова – это начало слова, туловище – это середина слова,  хвост – это конец слова.

     Чтобы правильно определить местоположение звука в слове, дети должны голосом выделить заданный звук и положить фишку на соответствующее место в схеме.

     Например: В слове у-у-утка звук [у] находится в начале слова.

     В слове огон-н-нь звук [н'] находится в конце слова. 

В слове сум-м-мка звук [м] находится в середине слова.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.04.2023

Дата обновления: 10.04.2023

Дата публикации: 10.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».