Коррекция произношения звука К (замена К на Т)
13.02.2023
Коррекция произношения звука К (замена К на Т)
Правильная артикуляция
1. Губы находятся в
положении следующего за К гласного, не напряжены.
2. Расстояние между резцами зависит от следующего за К гласного.
3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части
стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
5. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком
и нёбом, в результате образуется характерный шум.
Замена звука К на звук Т относится к акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Если фонемы к, к’ заменяются другими фонемами, например: к — т (кот — «тот»), такие нарушения называются паракаппацизмами.
Звук К нарушается реже. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене на разные согласные г,
Сбой в артикуляции : Твердый звук К нарушаются чаще, чем х, так как при артикуляции х не происходит полного смыкания задней части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к’, г’, х’ обычно нарушаются все вместе, поскольку их произношение обусловлено дополнительной артикуляцией — подъемом средней части спинки языка, что и может вызывать затруднения.
Среди предрасполагающих факторов неправильного произношения заднеязычного звука К могут быть такие причины:
— слишком высокое и узкое твердое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком;
— слабость отдельных групп мышц языка;
— нарушение фонематического
слуха
Совет родителям!
Звук К появляется одним из первых. Часто ребенок произносит его мягкий вариант — Кь, это очень хорошо. В детской речи появляются первыми мягкие звуки.
Необходимо предложить ребенку повторить за вами (в процессе игры) такие слова: кит, киска, Кира, кино. Если у него получится, то попробуйте усложнить задачу. Просите повторить слова со слогом КИ в середине, например: выкинь, накидка. При произнесении делайте акцент на этом слоге. Если таким образом дело пойдет, то звук К сам постепенно появится. Его можно поставить механическим способом, но это довольно трудно и лучше в этом случае обратиться к логопеду.
Конечно очень рекомендую заняться артикуляционной гимнастикой. Это не навредит, а наоборот разовьет подвижность языка и губ. Здесь главное привлечь внимание ребенка и вызвать у него интерес. Поэтому постарайтесь найти красочные картинки, стихи для каждого упражнения. Главное не переусердствуйте: начинать нужно с малого, не более 3-4 упражнений за один раз. Гимнастика займет у вас максимум 10 минут, а пользы от нее много. И еще, делать ее необходимо регулярно, по чуть-чуть, но каждый день.
Так как ребенок заменяет звук К на Т, то необходимо поработать и над фонематическим слухом. Да и вообще это лишним не будет. Здесь работа будет идти постепенно. Сначала развиваем восприятие неречевых звуков. Эта игра очень нравится детям — «Что звучало?» Возьмите 3 разных звучащих предмета (если есть музыкальные инструменты — колокольчик, маракас — будет замечательно), либо замените сподручными. Покажите ребенку, что как звучит, а потом спрячьте за какую-нибудь ширму и позвучите. Эту игру постепенно можно усложнять, добавлять новые предметы, предметы со схожим звучанием. Когда игра будет проходить легко, переходим к следующему этапу. Предлагаем ребенку поймать звук — хлопнуть в ладоши. Начинаем с гласных звуков: со звука А. Произносите ребенку такой ряд звуков: А, Р, А, Ш, О, А, У, М, А, И. Позже, когда ребенок будет легко справляться, предлагаем другие звуки. После гласных можно взять звук Ш — «поймай змейку», Р — «поймай моторчик», а потом уже наш звук К. Когда ребенок научится его выделять из ряда звуков, предлагаем слоги с этим звуком, простые слова. Затем учимся различать звуки К-Т. Например, предлагаем ребенку игру: «Если услышишь такой звук — К, хлопни, а если Т- топни». Сначала называйте слоги, а затем слова с этими звуками.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.02.2023
Дата обновления: 13.02.2023
Дата публикации: 13.02.2023