"Развиваем фонематический слух у ребенка"
22.10.2021
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Только редким единицам удается избежать тех или иных проблем, появляющимися при освоении малышами родного языка. Самые распространенные трудности появляются, конечно, со звуками. Сразу правильно и четко произносить все согласные получается далеко не у всех.
Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает, заменяет, переставляет звуки и слоги в словах. Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» – «зигизин», вместо «трамвай» – «транвай» и т. д. Виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Задача родителей состоит в том, чтобы как можно раньше заметить наличие подобных особенностей у своего ребенка и принять необходимые меры. Не до конца сформированный фонематический слух приводит к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт. Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию.
Итак, что такое фонетический слух?
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К четырем годам в норме ребёнок должен различать все звуки, у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-на").
Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
1. «Кто самый внимательный»
Цель: закреплять умение дифференцировать неречевые звуки, развивать слуховое внимание.
Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, стеклянные стаканы, бумагу, колокольчик, бубен, свисток и т.д. . Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
2. «Кто и как разговаривает?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
3. «Угадай транспорт»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, велосипед, самолет, трамвай).
4. «Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание,
умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
5. «Громко-тихо»
Цель: различать на слух высоту и силу голоса.
Взрослый показывает двух зайцев. Один большой заяц на барабане стучит громко, другой маленький зайчик стучит тихо. Дети угадывают, какой зайчик стучит в барабан.
6. "Чья песенка?"
Цель: упражнять детей в дифференциации гласных звуков.
Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; зубки болят о-о-о, птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, о-о-о, и-и-и), а дети показывают соответствующие картинки.
7. «Отгадай, чей это звук?"
Цель: учить детей различать согласные звуки.
Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.
8. «Шумовые баночки»
Цель: Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве.
В баночках насыпана различная крупа (манка, рис, фасоль, гречка и т.д.), взрослый предлагает послушать, как звучит баночка и определить, какой звук в ней живёт (тихий, громкий или очень громкий). Затем предлагает определить какая крупа живет в каждой баночке. Другой вариант игры предполагает закрыть ребенку глаза, пошуметь баночкой, при этом он должен определить местоположение баночки на слух.
Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть будет весело и интересно!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.10.2021
Дата обновления: 25.10.2021
Дата публикации: 22.10.2021