Мнемосхемы и мнемотаблицы
12.03.2021
Обучение составлению описательных рассказов очень важно для речевого развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.
Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов,
являются схемы. Суть развития
связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования
основывается на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Из этих картинок
выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью,
специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного
слова/высказывания/предложения с предыдущим и/ или последующим. Таким образом,
весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок
легко воспроизводит текстовую информацию.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый
материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится
самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У
него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется
удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические
процессы, как память, внимание, мышление.
Также использование моделей при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные модели можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Дата создания: 12.03.2021
Дата обновления: 12.03.2021
Дата публикации: 12.03.2021