О нарушении речи
26.11.2020
Какие психологические трудности бывают у детей
с нарушением речи
Речевую недостаточность
необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями
психического развития, т. к. у ребенка с общим недоразвитием речи
наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться
отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может
замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов,
эмоционально- волевой сферы, характера, а иногда и личности
в целом может происходить аномально.
Учителям-логопедам
известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым,
двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным
только язык, но ведь он постоянно отвлекается, суетится, задает
вопросы, пытается о чем-то рассказывать. Его сосредоточенности хватает
на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.
Вялые, ослабленные,
с высокой истощаемостью нервной системы дети не нарушают
дисциплину и порой незаметны в группе, но учителю-логопеду
приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких
минут работы этот ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что
он устал и больше ничего не может. У таких детей, как
правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно происходит
их автоматизация.
Дети, страдающие
так называемым синдромом гиперответственности, настолько тщательно стараются выполнять
все задания учителя-логопеда, стремятся к совершенству и правильности
речи, что тем самым закрепощают мышцы тела, в том числе и языка.
Их напряженное состояние затрудняет постановку звуков
и их автоматизацию.
Очень нелегко
автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой,
малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что
их окружает. Им как бы безразлично, какое у них
произношение. Отсутствие желания — отсутствие сознательного контроля.
У таких детей может и не быть сложностей с постановкой
звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков
в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так
и для самого ребенка.
Также среди трудностей
детей с нарушением речи:
·
неумение слушать и слышать звуки
окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных
речевых звуков;
·
недостаточное чувство ритма
и неумение согласовывать свои действия с действиями других;
·
проблемы с дыханием — когда
оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.
Речь —
не отдельная обособленная функция развития ребенка. Ее правильность
и выразительность зависят от многих факторов. Улучшая что-то одно,
мы совершенствуем работу всего организма в целом.
Как
развивать эмоционально-волевую сферу детей-логопатов
В логопедической
работе большое внимание (кроме речи) направлено на то, чтобы
активизировать процессы мышления и улучшить моторику пальцев рук.
Но недостаточное внимание уделяется общим движениям тела
и совершенствованию эмоционально-волевых процессов. Участие педагога-психолога
поможет восполнить пробел в работе по усовершенствованию
эмоционально-волевой сферы детей. Если есть заметные результаты в работе
над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, дети лучше чувствуют
и понимают других, это благотворно скажется и на речи.
Игры и упражнения,
направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний
активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных
процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое напряжение,
увеличивают работоспособность детей. На каждом занятии необходимо
использовать специальные упражнения, направленные на тренировку дыхания
или на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние
мышц тела человека и его дыхание тесно связаны. Дети должны учиться дышать
ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются
в состояние покоя и расслабленности.
Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет
уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений
и страхов, то постановка и автоматизация звуков будут
происходить в более короткие сроки. Ребенок станет меньше уставать
на занятиях, заметно активизируется его мышление, он будет способен
к усвоению большего объема информации, чем раньше.
Если у «сверхспокойного» ребенка проснулся
живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что
у учителя- логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых
звуков в спонтанную речь.
Если ребенок приучается
осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, пытается определить характер
того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень
помогает учителю-логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического
слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные
по значению и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию
и структуру.
Эмоционально
разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании
страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее,
увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя такими,
какими они есть.
Ребенок с общим
недоразвитием речи нуждается в системе логопедических, психологических
и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех
функций речи, восприятия, представлений, на развитие памяти, интеллекта
и целенаправленной деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2020
Дата обновления: 26.11.2020
Дата публикации: 26.11.2020