Знакомство с величиной и количеством.

23.09.2020

Сегодня ещё одна публикация о сенсорном развитии детей. И поговорим мы о знакомстве с величиной и количеством.

При изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения величины):

Практическое соотнесение это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы – кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т.п., специальные игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

Зрительное соотнесение – восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки), удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса), или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз), атакже выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие).

Называние  параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно.

 Сравнивать предметы по величине можно разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки, принцип действия которых ориентирован на величину;

рассматривая и сравнивая по величине различные предметы – в помещении, на улице;

используя специальные дидактические игры и пособия, а также книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение величины;

в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.

 Знакомство малыша с величиной должно происходить постепенно. В начале работы следует познакомить ребенка с общим определением величины: «большой» – «маленький», «больше» – «меньше», «одинаковый, такой же по величине» затем добавляются более частные: «длинный» – «короткий», «высокий» – «низкий», «широкий» - «узкий»).

 Поиграйте с детьми: Спрячь в ладошку!

Подберите для игры два шарика – один маленький, который помещается в ладошку, а другой побольше. Предложите ребенку спрятать в ладошку сначала маленький шарик, а затем большой: Спрячь шарик в ладошку!

Нет шарика. А теперь попробуй спрятать этот шарик. Не получается? Большой шарик, не помещается в ладошку.

Пирамидка

это деревянная или пластиковая игрушка, в которой на стержень надеваются разноцветные кольца разной величины. Подберите для малыша небольшие пирамидки, которые состоят из 4-6 колец. Покажите пирамидку и предложите разобрать ее, поиграть с разноцветными колечками. Затем попросите собрать игрушку таким образом, чтобы получилась ровная пирамидка. Подскажите, что для этого каждый раз нужно выбирать из всех колец самое большое. Умение правильно собирать пирамидку потребует труда и времени.

ЗНАКОМСТВО С КОЛИЧЕСТВОМХочу такой сайт

 Знакомство с элементарным количеством целесообразным начинать в рамках сенсорного развития малыша. Под понятием «элементарное количество» мы подразумеваем восприятие количества без пересчета и практическое знакомство с такими понятиями, как: ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА. Знакомство с этими понятиями, еще не являясь собственно математикой, становятся важной предпосылкой изучения математики в дальнейшем.

 Знакомя малыша с элементарным количеством, следует, как всегда, учитывать особенности младшего возраста:

необходимо обыгрывать занятия и придумывать для заданий интересные сюжеты;

советуем использовать во время занятий различные подходящие предметы и игрушки, а также наборы для счета – счетные палочки, геометрические фигурки, яблоки, грибочки и другие маленькие предметы и картонные фигурки (в будущем их можно использовать во время обучения счету на занятиях математикой);

необходимо во время занятия многократно повторять словесные обозначения элементарного количества – ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА;

-помогают нам в этом жесты – указательный (когда мы показываем на один) и обводящий (когда мы обводим рукой группу предметов – чем больше количество предметов в группе, тем более широкий обводящий жест используется).

Задания по изучению элементарного количества включают в себя:

во-первых, практическое восприятие элементарного количества – занятия с использованием предметов и игрушек, которыми можно манипулировать практически (потрогать, переложить);

во-вторых, использование цветных картонных фигурок, которыми также можно манипулировать (трогать, перекладывать, группировать, выкладывать в ряд), но при этом они являются заменителями реальных предметов;

и, наконец, в-третьих, графические задания, в которых ребенок знакомится с количеством, выполняя задания на бумаге – рисуя и дорисовывая детали заданий. Советуем закреплять знания об элементарном количестве, используя различные ситуации – во время еды, на прогулке, в транспорте.

Поиграйте с детьми: Один и много

Для игры нужны мелкие предметы – пластмассовые шарики или бусины, игрушки из шоколадных яиц, фасоль или др. Предложите малышу спрятать в ладошке сначала один предмет, а потом много таких же предметов: Возьми один шарик. Спрячь шарик в ладошке! Не видно шарика. А теперь возьми много шариков. Спрячь шарики в ладошке! Не получается… Помогите малышу сделать вывод из происходящего: Один шарик помещается в ладошке. А много шариков не помещаются в ладошке.

Гнёздышко с яичками Для занятия понадобятся пластмассовые футляры от шоколадных яиц с сюрпризом, а также коробочка или корзинка подходящего размера. Сначала вместе с малышом сделайте из коробочки уютное гнездышко для птички, для этого можно использовать нарезанную на полоски цветную бумагу, затем начинайте игру, подкладывая и убирая из гнездышка нужное количество яиц. Эмоционально обыгрывайте ситуацию (желательно использовать игрушечную курочку или другую птичку): Жила-была на свете мама-курочка. И было у нее уютное гнездышко – вот такое. В один прекрасный день снесла мама-курица яичко. Посмотри, теперь в гнезде лежит одно яичко. Прошло немного времени. Загляни в гнездышко еще раз – сколько теперь стало яиц? Несколько яиц – мало. Прошло еще время. И стало в гнезде много яиц – посмотри! Села мама-курочка на яички и стала высиживать цыплят. Вылупились детки-цыплятки и убежали из гнезда. Сколько осталось яиц в гнезде? Ни одного яйца.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.09.2020

Дата обновления: 23.09.2020

Дата публикации: 23.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».