20.09.2020
Сегодня мы
поговорим о сенсорном развитии детей. Что такое сенсорное развитие?
Сенсорные ощущения могут быть самыми
разнообразными:
- зрительные ощущения –
ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки,
форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
- слуховые ощущения –
ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города,
человеческую речь, и учится их различать;
- осязательные ощущения –
ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре
материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит
животных, обнимает близких ему людей;
- обонятельные ощущения –
ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
- вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится
различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
При этом разные сенсорные ощущения
различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют
зрительные и слуховые ощущения.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях
окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку, для восприятия, как можно
больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным
действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослому
под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также
воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать,
дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений
в различных ситуациях.
Но научить ребенка обследовать предметы и
воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение
выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других
предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он
в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних
свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают,
сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их
оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы –
геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной
жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с
другим, то есть является относительной). В слуховом
восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы
родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый,
горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное
деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и
т.п.
Особая важность сенсорного развития
ребенка младшего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных
свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша.
На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о
цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти
представления были достаточно разнообразными. Поэтому в младшем возрасте имеет
смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача
таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый
фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация
накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в
разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).
Малыша следует знакомить со всеми
основными разновидностями свойств:
- цвет –
красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
- форма – круг,
квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- величина – большой,
маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
- звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов,
музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
- элементарное количество (без
счета) – много, мало, один, ни одного, столько же;
- и т.д.
Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура,
температура, звучание, вкус и запах. Основные признаки предметов мы предлагаем
изучать на разных уровнях, с постепенным повышением сложности: сначала это
практический уровень, когда малыш имеет возможность манипулировать предметом
или игрушкой; затем мы используем картонные фигурки и карточки из настольных
игр, которые ребенок также может брать в руки, перекладывать их; только после
прохождения двух предыдущих уровней становится возможным выполнение графических
заданий, а также выполнение устных упражнений. Изучение признаков предметов в
ходе занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием также требует
отдельного разговора.
В следующий раз, мы с вами
поговорим о том, как знакомить детей со цветом, формами, с геометрическими
фигурами и многом другом, что связано с сенсорным развитием и воспитанием.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.09.2020
Дата обновления: 23.09.2020
Дата публикации: 20.09.2020