Как научить ребенка пересказывать текст

11.05.2020

Очень важно научить детей пересказывать тексты. При этом нужно:

  • стремиться соблюдать последовательность событий
  • создать внутренний план рассказа

ПЕРЕСКАЗ - это связное выразительное творческое воспроизведение литературного образца в устной речи, один из видов монологической речи.

Это сложный умственный навык, который формируется постепенно в процессе обучения.

         Для овладения навыком пересказа необходимы речевые навыки и умения: умение прослушать произведение, понять его основное содержание и пережить, прочувствовать его; умение осмысленно и выразительно передать произведение устно, свободно излагая мысли, сохраняя характерные выражении автора, но, в то же время, пользуясь своим активным словарём; умение рассказывать в коллективе, адресуя свою речь слушателям.

Как подбирать тексты?

Для пересказа мы подбираем тексты разного содержания: повествовательные, описательные, тексты со скрытым смыслом. Все они должны быть познавательными, способствовать нравственному воспитанию детей.

Как учить пересказывать:

- сначала нужно подготовить детей к восприятию нового произведения, т.е. давай послушаем сказку о …;

- затем родитель читают текст без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить детям свободное художественное восприятие.

- потом родители беседуют (разбор произведения) по содержанию рассказа, при этом они задают вопросы, помогающие детям сосредоточиться на основных моментах рассказа, уточняется характеристика образов.

- затем повторное чтение текста,  с установкой на пересказ: послушай сказку ещё раз, а потом ты её расскажешь.

- непосредственно пересказ.

Рекомендуем начинать работу по пересказу уже с младшего дошкольного возраста. Можно использовать для этого прием «договорилок», например: посадил дед … (репку), и т.д.

Со средней группы, можно предложить следующие виды пересказа (объём текста увеличивается в зависимости от возраста):

 Подробный, или близкий к тексту пересказ.  Во время беседы по содержанию сказки родители задают как можно больше вопросов для того, чтобы ребёнок передал текст сказки как можно подробнее, близко к содержанию произведения. (Например: сказка  «Курочка Ряба». Вопросы: кто жил? Кто у них был? Что снесла курочка? и т.д.)

 Пересказ с изменением лица. Произведение написано от первого лица, а передаётся от третьего и наоборот(Например: У Лиды есть коньки. Лида пошла на каток. Один раз Лида упала. Потом она каталась хорошо. Родители предлагают рассказать такую историю о себе: У меня есть коньки. …)

 Пересказ фрагментов произведения(Например: сказка «Колобок». Родители предлагают рассказать только о встрече колобка и медведя)

 Пересказ по аналогии (с заменой героя или времени года). (Например: сказка «Колобок». Для детей средней – старшей группы. Родители предлагают: расскажи сказку, только дело было зимой. (заяц будет белым, медведя колобок не встретит)).Хочу такой сайт

 Пересказ с инсценировкой. Ребёнок сам изображает героев сказки, как в театре. Используются игрушки, разные атрибуты, наряды, костюмы. Этот вид пересказа очень близок к игровой деятельности. В то же время, он помогает вникнуть в содержание образа, передать интонационно характер действующих лиц.

— Пересказ по цепочке. По очереди: ребёнок начинает пересказывать, а мама продолжает. При этом части рассказа должны быть логически завершёнными. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать, следить за речью другого. (например, сказка «Лиса и Журавль».

Мама    Лиса с журавлем подружились.

   Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

   - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Ребенок   Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и  размазала по тарелке.

    Подала и потчует:- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.

Мама   Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не  попадает!

Ребенок   А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

   - Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. И т.д.

 Пересказ по опорным сигналам (картинки, иллюстрации), которые направляют процесс пересказа текста ребёнком.

Например: Родители читают текст. Затем, выставляя поочередно картинки предлагают ребенку вспомнить предложения по ним.

Мама с утра хлопочет. Румяные пироги с разными начинками уже лежат на блюде. Папа купил в магазине большой торт и шесть маленьких разноцветных свечек. Бабушка накрывает в гостиной стол. Вот и собралась за столом вся семья. Даже ленивый кот Тишка перебрался в кресло поближе к столу. Маша задула все свечки на торте. «С днём рождения, Машенька, ты стала совсем большой!»

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.05.2020

Дата обновления: 11.05.2020

Дата публикации: 11.05.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».