Готовность детей к школе

28.04.2020

Данная тема является актуальной для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Эти дети находятся на переходе одного возрастного этапа в другой, где новый вид деятельности – учебный.  Многое зависит насколько каждый ребёнок подготовлен к такому переходу, к тем требованиям, которые окажутся на его жизненном пути. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки. Поэтому у детей по-разному проходит переход из одного возрастного этапа в другой. Значительное количество дошкольников оказываются готовым к новым требованиям жизни,  изменению нагрузок к 7-ми годам. Некоторая часть в силу ряда причин готовы только к 8-ми годам.

В целом, готовность ребёнка к школе – это широкое понятие. В понятие входят также следующие критерии: социально-психологическая готовность, физическая готовность, интеллектуальная готовность. Они заключаются не только в определённых навыках, умениях, знаниях необходимого уровня. Читая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Первый критерий, интеллектуальная готовность. В данный критерий входит умение концентрировать внимание, находить логические связи между предметами, а также переключаться с одного вида деятельности на другой.

Ребенок должен не только обладать определенной суммой знаний и использовать их, но и задавать вопросы, если информации недостаточно. В результате подготовки к школьной жизни вырабатывается умение концентрироваться, не отвлекаться на посторонние предметы. Нужно уметь находить сходство и различие предметов, выделять главное.

Второй критерий называется социально-психологическая готовность. Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник – более высокая социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое положение в обществе, то можно говорить о высоком уровне психологической подготовки.

В понятие «социальная готовность» входит умение ребенка вести себя в школе адекватно. Это означает: 1) способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками; 2) умение адекватно реагировать на замечания учителей; 3) умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.

И последний критерий, физиологическая готовность, где важно развитие школьно-значимых психологических функций:

1)             Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами). Необходимо развитие речи, памяти и мелкой моторики, то есть умения хорошо владеть ручкой и карандашами. Так как развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

2)             Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).

3)             Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

В конце статьи предлагаю вам рекомендации:

Ø    Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.Хочу такой сайт

Ø    Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

Ø    Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

Ø    В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

Ø    Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

Ø    Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

Ø    С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

Ø    При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения «Я могу делать вот это и это», чем с ощущения «Я не умею ничего, что умеют другие дети».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.04.2020

Дата обновления: 28.04.2020

Дата публикации: 28.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012) 41-59-91, 8(3012) 430611, 8(3012) 415855

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».