Симптомы детей с диагнозом СДВГ и правила общения с ними.
22.03.2020
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризуют
гиперактивных детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много
двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать
манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный
мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно
концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество
вопросов, но редко дожидается ответов».
В настоящее время
выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от клинических проявлений:
– комбинированная форма, сочетающая в себе
дефицит внимания и гиперактивность;
– СДВГ с преобладанием нарушения внимания;
– СДВГ с преобладанием гиперактивности и
импульсивности.
То есть ключевыми
симптомами СДВГ являются нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность.
Начнем с перечня
проявлений гиперактивности, поскольку уже в дошкольном возрасте они бывают
выраженными:
· Ребенок
постоянно крутится, вертится.
· Не
может усидеть на месте, когда это необходимо.
· Для
него характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность.
· Он
не может тихо, спокойно играть.
· Находится
в постоянном движении.
· Отличается
болтливостью.
· Гиперактивность всегда сочетается с импульсивностью.
· Отвечает
на вопросы, не задумываясь.
· Не
может дожидаться своей очереди.
· Мешает
другим людям, перебивает их.
Надо сказать, что для
СДВГ характерна определенная возрастная динамика. Именно проявления
гиперактивности уменьшаются с возрастом, признаки импульсивности сохраняются.
Что касается нарушений
внимания, они наиболее очевидными станут тогда, когда ребенка будут готовить к
школе или когда начнется школьное обучение. Буквально с первого класса школы
следующие признаки будут очень ярко выражены:
·
Не удерживает внимание на деталях,
допускает много ошибок.
· С трудом сохраняет внимание при
выполнении школьных и других заданий.
·
Не слушает обращенную речь.
·
Не может придерживаться инструкций,
доводить дело до конца.
· Не способен самостоятельно спланировать,
организовать выполнение заданий.
· Избегает дел, требующих длительного
умственного напряжения.
·
Часто теряет свои вещи.
·
Легко отвлекается.
·
Проявляет забывчивость.
Сам
диагноз СДВГ ставит врач-невропатолог. Однако подход к лечению гиперактивного
ребёнка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным при участии многих
специалистов: невролога, педагога, психолога.
Маленький
подопечный должен знать, чего от него ожидают, какие его ждут последствия. Он
должен знать, с какой последовательностью его родители добивается своей цели.
Ежедневный
порядок дня. Очень важно придерживаться назначенного вами распорядка дня.
Подъем, умывание, одевание, завтрак должны проходить в спокойной обстановке.
Это является основой успеха.
В
каждой комнате все должно быть на местах. Каждая вещь должна иметь свое место в
доме.
Измените
некоторые правила, но поставьте своевременно ребенка в известность. Дети с СДВГ
плохо усваивают неожиданные изменения. Если вы с утра приняли решение,
выполните его в течение дня.
Взрослый должен все планировать
заранее, чтобы предотвратить возможные неприятности. Если вы собираетесь в
ресторан с ребенком, то должны представить, что ему будет там скучно. Захватите
с собой необходимые игрушки, цветные карандаши, чтобы занять ребенка. Если за
завтраком начинаются трения между братьями, поменяйте их местами или кормите в
разных комнатах.
Взрослый должен давать четкие
указания, поддерживая при этом визуальный контакт. Пустая болтовня и споры к
хорошему не приводят. Поэтому старайтесь предъявлять свои требования понятным
языком, чтобы не было недоразумений. При необходимости ребенок должен повторить
указание.
Взрослый должен только тогда
предъявлять требования, когда он сам готов и в состоянии добиваться их
исполнения. Поэтому он продумывает их важность заранее. Они не могут быть
придуманы «на ходу». Когда вы смотрите с ребенком телевизионную передачу и
говорите: «Уже 9 часов, пора в постель», – то обязательно услышите в ответ: «О,
как раз сейчас так интересно». Если для вас не так важно именно сейчас
выключить телевизор и послать ребенка спать, то лучше не давать это приказание,
чтобы не терять уважение ребенка и не прослыть непостоянным.
Вы
должны иметь бесконечное терпение. Чтобы приучить ребенка с СДВГ к правилам
поведения, придется затратить в 6-10 раз больше времени, чем для обычного
ребенка. Если обычно необходимо два месяца, чтобы приучить ребенка после
возвращения со школы снять обувь и поставить ее на место, то нашему малышу
понадобится не меньше года. Не отчаивайтесь, ведь когда он сделает что-то
автоматически, он уже будет выполнять это требование.
Научите
ребенка тому, что у вас есть время, когда вас нельзя беспокоить. Каждый имеет
право на личное время. Начните с 5 минут, в течение которых малыш должен
заниматься самостоятельно. Похвалите его, если он выполняет указание. Скажите
ему настоятельно, если он пришел раньше договоренного времени. Можно
использовать таймер со звонком, чтобы обозначить ваше личное время.
Постарайтесь и сами уважать личное время ребенка.
Старайтесь
быть всегда справедливым, чтобы не потерять доверие ребенка.
У
взрослого всегда найдется повод
похвалить ученика. У вас также достаточно возможностей, чтобы ободрить или
похвалить ребенка за его старание выполнить указания родителей.
Так
формируется желание у ребенка вести себя в общепринятых рамках.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.03.2020
Дата обновления: 22.03.2020
Дата публикации: 22.03.2020