Агрессивное поведение ребёнка
28.01.2020
Агрессивное поведение
детей в среде образовательного учреждения является одной из наиболее важных
проблем для педагогов, психологов, родителей. Известно, что те или иные формы
агрессии характерны для большинства детей, однако у определенной категории детей
агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и
развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.
Причины появления
агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств
способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного
мозга.
Следует отметить, что
огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.
На становление
агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые
обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких
ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо
снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети
одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно
строгих.
Постарайтесь понять,
какую потребность ребенок удовлетворяет, когда ведет себя агрессивно. Оцените,
что было до вспышки агрессии и что изменилось. Например, взрослый наказал
ребёнка, заставили его поделиться своей игрушкой с другими детьми, а ребенок с
помощью агрессии отреагировали на наказание, выразил обиду и злость.
Проявляйте внимание к
агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение.
Агрессия превращается в
насилие, если ребёнок не знает, как по-другому её выразить. Ему нужен опыт
наблюдения за «правильно» злящимися значимыми взрослыми. Научите ребёнка
социально приемлемым способам выражать агрессию: расскажите об этом, покажите
личный пример; в ситуациях когда ребенок проявляет агрессию, обращайте его
внимание на то, как он это делает, и давайте обратную связь.
Обратите внимание
агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится. Например: «Ты сейчас
очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь».
Озвучьте чувства,
которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном
ребёнке, а о том, кто подвергается его агрессии: «Даша плачет», «Посмотри-ка,
малыши в песочнице испугались». Не переходите на обсуждение личности.
Четко называйте, каких
действий вы хотите от ребенка сейчас. Говорите конкретно, спокойным ровным
тоном: «Прекрати», «Стоп, «Так делать нельзя», «Скажи тоже самое без
ругательств».
Чередуйте виды
активности – двигательную и умственную.
Не нарушайте личные
границы детей, это воспринимается как насилие. Ребенок имеет право на личную
территорию, вкусы, чувства и желания. Не отбирайте личные вещи. Не давайте
оценок вкусам и симпатиям ребенка, придерживайтесь правил «хвалить исполнителя,
критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».
Не разглашайте
сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной
беседе.
Четко определите и
озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить.
Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечание,
запрещайте, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание
положительным качествам агрессивных детей.
Любите ребенка таким
какой он есть.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.01.2020
Дата обновления: 28.01.2020
Дата публикации: 28.01.2020